{{ text() }}
Настройки
Обычная версия
Шрифт
Выбор шрифта:
Arial
Times New Roman
Межбуквенный интервал:
Стандартный
Средний
Большой
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Сбросить настройки
Закрыть
«Европейские дни культуры» в Карлсруэ

Для нашего немецкого побратима Карлсруэ апрель 2018 года был очень насыщен культурными событиями. Открытие фестиваля «Европейских дней культуры Карлсруэ 2018 «Перевороты и прорывы: равные права для всех» с многочисленными выставками и представлениями, а также ежегодный кинофестиваль «Индепендент Дэйс» сделали город-веер центром притяжения для творческих людей со всех городов-побратимов.

И Краснодар не остался в стороне. Столицу Краснодарского края представляла группа студентов-кинематографистов Краснодарского государственного института культуры и художница, преподаватель Кубанского государственного университета.
Кинофестиваль в Карлсруэ стал для наших ребят первой международной площадкой, где они представили свои короткометражные фильмы (Константин Самсонов «Индустриальные отголоски/Industrial aftersounds», Полина Докучаева «Улыбка/SMILE»). А фильм «Ноу Мэджик/NO MAGIC» Юлии Кузмичевой завоевал приз номинации «Ньюбай/Newbie AWARD» как лучшая первая киноработа.


Параллельно с кинофестивалем проходила подготовка к международной выставке «Открытые границы», в которой принимала участие наша молодая художница Анастасия Харченко. И на открытии этой выставки она лично представляла свою работу «Подлинное лицо революции», которую можно увидеть до конца мая текущего года на выставочной площадке Органной фабрики Карлсруэ.

А вот что написала о своей поездке Анастасия Харченко:
«Путешествия — что может быть более вдохновляющим? Творческие, рабочие путешествия не туристического характера! В таких поездках есть контекст, есть среда, люди близкие по духу и/или, как минимум, «в теме».
Именно в такое путешествие я отправилась в апреле этого года в Германию, город Карлсруэ, побратим Краснодара. 22го апреля там открывалась международная молодежная выставка «Open Borders», в которой мне посчастливилось принять участие и представлять своим творчеством Кубанский Государственный Университет. Данная выставка проходит в рамках ежегодного фестиваля «Европейской культуры». В этом году он длится в 20 апреля по 5 мая 2018 года.
Месяц интенсивной подготовки проекта арт-объекта, документация, переписки, согласования, силы как на американских горках с резкими перепадами… И вот, 17 апреля, взлетная полоса…Краснодар-Москва… Москва-Франкфурт… Франкфурт-Карлсруэ автобусом…

ДОМ БЕАТЕ
Первой остановкой стал дом художницы Беате в пригороде Карлсруэ.
Беатемари Буш — председатель ВВК, общества представителей изобразительного искусства Карлсруэ, именно это общество организовывало выставку и поддерживало всех художников-участников.


Полноценное погружение не просто в быт другой страны и культуры, а в быт художника — что может быть лучшим началом путешествия? Несмотря на языковой барьер-не очень хороший английский с обеих сторон, а ни французским, ни немецким я не владею, общение получилось насыщенным, теплым и информативным. В какой-то момент стало очевидным, что многие слова, технические термины или какие-то явления искусства на русском и немецком звучат яснее. Так мы говорили на языке искусства, как бы высокопарно это не звучало.

Надо сказать, что этот язык был бы не полным без особой среды-дома Беате. Он весь увешан картинами хозяйки, почти в каждом углу стоят холсты, или краски, или собранные в альбомы серии эстампов. А некоторые уголки дома-инсталляции (трюмо со старыми расческами, щетками, гребешками; бюро с семейными фотографиями и писчими принадлежностями), не имеющие никого утилитарного назначения, кроме как быть и повествовать.

Экспрессия и сочность живописных работ подтверждали увиденные мною в Беате молодость, страсть к жизни, к скорости, свободу чувствования мира и свободу самовыражения. Все это художественное великолепие ритмично чередовалось со старой немецкой мебелью на фоне белых стен, складываясь в удивительный рассказ о жизни семьи Буш, о творчестве, переживаниях, возможно, трагедиях, и, конечно, о любви и радостях.
Итак, основные негласные посылы, которые я получила в доме Беате:
-ценить себя и свой труд;
-ценить разнообразие в людях и искусстве.
На следующий день я уже переехала в гостиницу в старейшем районе Карлсруэ, в Дурлахе, где мне и предстояло трудиться, готовясь к выставке, и жить весь оставшийся период поездки.

ДЕЛЕГАЦИЯ ВИДЕОГРАФОВ ИЗ КРАСНОДАРА, РУССКИЕ НЕМЦЫ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
18 апреля, второй день моего пребывания в Карлсруэ, выдался весьма светским, полным общения и знакомств. Моя личная программа была привязана к расписанию группы соотечественников студентов-видеографов, которые привезли на фестиваль короткометражного кино свои работы.


После заселения в гостиницу Беате любезно предложила подвести до ратуши, где был запланирован обед нашей делегации совместно с куратором от отдела культуры администрации Карлсруэ Ангелики Шмидт и переводчиками.
Сытный обед потребовал променада, и мы пошли на экскурсию во дворец Карлсруэ. Сейчас это музей, охватывающий 5 тысяч лет истории. Для себя я отметила отличную экспозиционную культуру. Экспонаты расставлены так и пространства поделены таким образом, чтобы у зрителя была возможность погрузиться в атмосферу каждого исторического периода, изучить каждый объект максимально. Здесь исторические артефакты имеют современное обрамление, соотнесенное с контекстом экспоната-своего рода мосты-связки, говорящие на современном языке о древности и истории. И одно не ущемляет, не обесценивает другое.


Там же во дворце есть обзорная башня, с которой весь город представляется как на ладони: промышленные районы, зеленые зоны, новостройки, шпили соборов и церквей, сщивающие небо и землю, улицы-лучи, расходящиеся от дворца, и вдалеке Черный лес, покрывающий предгорье. Аномально теплая погода +25/27, ласкающий ветер-так нас приветствовал чудесный Карлсруэ.


Вечером мы отправились на неофициальное открытие фестиваля короткометражного, остро тематического кино. Двух часовое погружение в мир авторского кино на всех языках мира с субтитрами на английском — отличная тренировка лингвистического тонуса перед предстоявшим мне многодневным общением и сотрудничеством, без возможности изъясняться по-русски
Так прошел мой второй день.


Обязательной частью было посещение официального открытия фестиваля «Дни европейской культуры» в городской ратуше и последующий фуршет с представителями администрации города и мэром. Открытие представляло собой полуторачасовые соревнования по красноречию выступающих министров, деятелей и прочих. Устойчиво формировалось представление о том, что это национальный вид спорта в Германии. К тому же немцы известны всему миру своей правильностью и дотошностью в соблюдении общественно порядка, так что собрав приличное количество шиканий, неодобрительных взглядов от сидевших рядом с нашей делегацией граждан, я приняла решение отказаться от услуг переводчика и спокойно наслаждаться переливистой и такой многогранной мелодикой немецкой официальной речи. Из того, что мне успели перевести и что я смогла понять сама, исходя из контекста и ряда интернациональных понятий, все речи были о проповедовании европейских ценностей равенства, правовой и информационной свободы и толерантности.


Вечером того же дня вся наша компания отправилась на открытие театрального блока фестиваля. Открывался он премьерой постановки актеров-любителей в государственном театре Карлсруэ. «Радикальный акт», так называлось представление, был посвящён вопросам гендерной идентичности, гендерных предрассудков относительно женщин. Мощно, громко, правдиво, иногда больно, очень выразительно и совсем иначе. Это иной театр.
Если подытоживать тему европейских ценностей, единственное, что я могу сказать: здесь важен Человек, не зависимо от его пола, физических возможностей, особенностей психического развития, уровня образования, достатка, возраста.

ОРГАННАЯ ФАБРИКА И СООБЩЕСТВО МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ.
В старом центре Дурлаха находится Органная Фабрика-культурно-выставочное пространство, в помещениях которого 17 художников из разных европейских городов-побратимов трудились над сбором экспозиции. Со своими работами приехали авторы из Нэнси (Франция), Ноттингема (Англия), Тимишоары (Румыния), Галле (Германия), Краснодар (Россия) и конечно из самого Карлсруэ (Германия). Получился эдакий языковой и культурный микс.

В один день на ряду с уже привычными немецким, французским и английским языками появился румынский-этоприбыла солнечная делегация художников и акционистов из Тимишоары. Мне казалось, еще немного, и я заговорю на всех языках сразу! К счастью, хватило моего неуверенного, как мне казалось, английского. Из-за того, что все вокруг творческие, и английский лишь для двоих человек родной язык, общение и взаимодействие довольно быстро стало непринужденным и очень открытым. Девиз «сделал сам-помоги другому» даже не нуждался в огласке.

Так с 18 по 21 апреля мы трудились над монтажом. Было ощущение, что всем просто нравилось находиться в этом пространстве независимо от того нужно им еще что-то делать или их объекты уже готовы…
На следующий день уже можно было позволить себе выспаться, но от волнения и нетерпения я открыла глаза в 7 утра.
Открытие выставки было назначено на 11.00.

OPEN BORDERS И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ.
Возле здания Органной Фабрики было непривычно многолюдно, перед крыльцом расставили стулья и натянули тент. План на ближайшие 3 часа был такой: вступительные речи Беаты и Лизы, перформанс художницы из Тимишоары и «artists’ talk». Если первые два пункта были мне ясны, то что представляет из себя последний-я не имела понятия. Но обо всем по порядку.


Вступительные речи, по-видимому, одна из любимых творческих форм самовыражения у немцев или, как предполагалось ранее, вид спорта. Таких долгих я не встречала нигде! Около часа выступали 3 человека: Беате, Лиза и представитель отдела культуры Карлсруэ. В такой обстановке я предпочла в очередной раз наслаждаться мелодичностью немецкой речи без шуршания переводчика в ухе.


Представление о перфо́рмансе (форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время) у меня сложилось на основании изучения истории искусств и личных исследований этой формы искусства. Так что выступление Стефании (Румыния) и ее повествование о экологической катастрофе на озере Геамана было первым живым перфомансом в моей жизни. Это удивительная форма творчества. Ты становишься соучастником и зрителем творческого акта. При тебе он рождается и завершается. Простого описания технических средств, последовательности действий будет не достаточно для того, чтобы передать идею и историю увиденного.


После окончания перформанса, публика начала рассредоточиваться по выставочным пространствам фабрики и общаться с художниками. Именно это и называется «artists’ talk». Задача авторов была стоять в близи своих объектов и общаться с публикой, отвечать на вопросы, обсуждать всевозможные темы, обмениваться информацией.
Так как большинство объектов на выставке не плоскостные (не имеют картинной плоскости), а именно инсталляционного типа, то для восприятия и изучения их зрителям необходимо было проделывать определенную работу, взаимодействовать сразу с несколькими форматами повествования (видео ряд+аудио сопровождение+конкретная точка восприятия, место: стул, шезлонг, кресло). 

Где-то нужно было забраться в импровизированное бунгало под лестницей, посидеть у «керасинки», прочесть письма, разложенные на скамье там же и посмотреть зацикленное видео военных действий; где-то расположиться в комфортабельном шезлонге перед проектором, демонстрирующим мусорные пляжи; где-то мы спотыкались о бетонные блоки и экран на них, с видео о расовой дискриминации; где-то россыпью разлеглись бетонные спасательные жилеты; и так далее.


Были так же и более привычные русскому зрителю работы. Это фото оставленного города и пустующих домов; коллажи на тему гражданской свободы; баннеры со шрифтовыми композициями на тему любви. Так же среди разнообразия видео-инсталляций, фото работ и леттеринга (графическое начертание букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему) было приятно увидеть классическую технику графики — офорт (разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати) на металле…
В основе европейского искусства лежит концепция, идея — зачем я это делаю? Что я могу сообщить зрителю? Что и как я могу изменить своим сообщением, вопросом здесь и сейчас?


Этой позиции придерживалась и я в работе над своим объектом «Подлинное лицо революции». Сочетание актуальной концепции с качественным техническим исполнением, достойным уровнем изобразительного мастерства и тем фактом, что все 18 оттисков на ткани были сшиты мной на кубах вручную, позволили моей работе получить большое количество отзывов, высокий интерес публики, душевный отклик и солидарность с поднятой мной проблематикой, а также высокую оценку коллег сверстников и более опытных художников.


… В ходе выставки мы получили приглашение от Беаты на открытие выставки творческого феминистического объединения женщин-художниц Карлсруэ под названием «От Flower Power до Instagram».И вот, в 17.00 мы добрались по адресу галереи и окунулись в арт-мир уже более высокого уровня. Два перформанса просмотрено, еще час вступительных речей прослушан, экспозиция освоена за 20 минут. И опять концепция-как основа. Но теперь уже больше изобразительности, больше техник живописных, графических, смешанных.
Далее двигаться по программе было уже сложнее, перенасыщение духовное, голод физический. Но останавливаться нельзя.
Мир короткометражного кино на пару часов поглотил нас.
Последний вечер было решено завершить в баре. Теперь уже на русском обсуждать все: от современного искусства и кино искусства, до разницы восприятия русским человеком европейских ценностей и фактической реализации этих ценностей в самой Европе.
На следующий день, 23 апреля, мне предстоял почти 24 часовой путь домой.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.Вернувшись из Германии, я не испытываю болезненной культурной акклиматизации. Есть понимание почему у нас так как есть, почему там иначе, понимание что именно я хочу перенять, что я могу воплотить, а что для нашего общества сейчас не актуально. Мы разные по историческим и геополитическим условиям развития. В России огромные территории заложили широту, открытость и вместе с тем некую расхлябанность в менталитет русского человека, а ограниченное пространство Европы, исторический путь объединения Германии дали немцам педантичную бережливость и чувство ответственности на свою землю, свой труд и качество производимого продукта. И там и тут есть свои нюансы.


Чего я хочу? Быть ответственным человеком, улучшать и беречь по мере своих возможностей место, в котором я родилась и живу, производить качественный и содержательный продукт искусства и побуждать тех, кто рядом со мной к осознанной жизни и переменам в ней исходя из того, что он имеет в данный момент времени.
Открытые границы начинаются с приоткрытой двери, качественные перемены в сознании общества с одного маленького «а что, если…?»

Дата размещения: 07 мая 2018, 16:47