{{ text() }}
Настройки
Обычная версия
Шрифт
Выбор шрифта:
Arial
Times New Roman
Межбуквенный интервал:
Стандартный
Средний
Большой
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Сбросить настройки
Закрыть
Генплан 2.0: Основной концепцией развития Краснодара до 2040 года выбрана агломерационная модель
19/08/2019
Вениамин Кондратьев
Город
Евгений Первышов
Фото: Игорь Глазко

Промежуточные итоги работы над Генпланом столицы Кубани обсудили на заседании краевого общественного градостроительного совета. Заседание провел губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, в работе принял участие глава города Евгений Первышов. На краевом градсовете в качестве основной выбрали одну из трех концепций развития Краснодара — агломерационную. Она предусматривает создание ядра агломерации в границах краевого центра с учетом развития близлежащих районов.

— Мы делаем Генплан для тех, кто сейчас живет в краевой столице и последующих поколений. Если мы говорим, что по Генплану эта зона — зеленая, ни при каких обстоятельствах она не должна перестать быть зеленой. Особое внимание необходимо уделить и индустриальному развитию Краснодара. В новом Генплане важно закрепить действующие промзоны, исключив их застройку жилыми домами. Промышленные зоны должны быть сосредоточены на окраинах агломерации, — сказал Вениамин Кондратьев.

Планируется, что до конца года проект Генплана Краснодара подготовят для дальнейшего согласования министерствами и ведомствами. При разработке учли мнение жителей. Например, при формировании зеленого каркаса внесли 410 из 463 поступивших предложений.

Ранее разработчики Генплана представили три концепции развития Краснодара — компактную, агломерационную и полицентрическую лучевую. На заседании краевого общественного градостроительного совета за основу для дальнейшей разработки выбрали агломерационную концепцию развития.

— Сейчас уже выполнены основные три этапа, работаем над четвертым и пятым из 10 запланированных. Полностью готов и прошел контроль ортофотоплан всей территории Краснодара — в 840 квадратных километров. Сделали 315 квадратных километров цифрового топографического плана. Вместе с жителями провели анализ демографической, социально-экономическойи градостроительной ситуации. На открытых встречах эксперты и жители рассмотрели каждую из сфер развития города. Онлайн-дневник разработки Генплана, каждый шаг и этап размещаем на специальном сайте проекта, который оперативно обновляется, — сказал Евгений Первышов.

Основные промежуточные результаты разработки Генплана Краснодара представил управляющий директор ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства»Павел Спирин.

Далее приводим тезисы презентации выполненной работы разработчиками Генерального плана Краснодара.

Вступление

Уважаемый Вениамин Иванович! Уважаемые члены градостроительного совета!

Я составлю свой доклад из двух частей: первая — это современное состояние города и его инфраструктуры. Вторая — наши концепции и предложения.

Вениамин Иванович, в соответствии с Вашим поручением мы планируем, что проект Генерального плана будет готов к концу года, чтобы выйти на все процедуры согласительных мероприятий с федеральными органами исполнительной власти и, непосредственно, краевыми органами. Со своей стороны мы отработали всю структуру землепользования. Полностью проанализировали в системе цифрового Генерального плана структуру землераспределения собственности.

О структуре земельно-имущественных отношений

Практически полностью завершена картина распределения земель в границах муниципалитета. Мы понимаем, что 42% территорий — это федеральная собственность, 3% — краевая, 5% — муниципальная. Всё остальное — это собственность граждан и юридических лиц. Это институциональные правовые ограничения, которые относятся по 105 Федеральному закону, в частности, относятся к землям сельскохозяйственных угодий, где полномочия субъекта муниципального образования не распространяются в части проектных решений генерального плана.

Также институциональным ограничением являются земли лесного фонда. В качестве базовых ограничений также у нас есть зона катастрофического затопления при прорыве плотины Краснодарского водохранилища и приаэродромная зона. Сейчас плотно работаем с краевой архитектурой, чтобы в интересах города детально проработать регламентацию этих ограничений. Потому что в настоящее время город находится как бы «в тисках».

На этом слайде показана структура земельной собственности в границах муниципального образования. Фиолетовым цветом можно видеть участки, принадлежащие агентству «ДОМ.РФ» — то, что уже передано муниципальному образованию для возможного дальнейшего использования. Мы сделали полную выкладку с использованием базы ФНС по налоговым поступлениям относительно данных о регистрации юридических лиц. Таким образом, получили картину приложения мест труда. То есть та стяжка, которая увеличивает суточную миграцию, куда стремятся трудовые потоки и как это соотносится с зонами проживания. Здесь представлены достаточно точные данные, которые позволят нам сделать цифровой Генеральный план.

Об анализе существующих озелененных территорий

Методом лазерного сканирования, который был произведен с самолета, мы проанализировали всю структуру зеленых насаждений. Вениамин Иванович, это было ваше поручение. Мы разобрались со всей существующей зеленой массой, которая есть в городе. 382 гектара — это зеленые насаждения общего пользования. 6200 гектар зеленых насаждений ограниченного использования — те насаждения, которые находятся в структуре зон ИЖС. А у нас 28% городских земель занято территорией ИЖС. 3500 гектар — это зеленые насаждения специального назначения. То есть те, которые относятся к охранным зонам, санитарно-защитным и санитарным.

Таким образом, валовая обеспеченность зелеными насаждениями составляет более 70 квадратных метров на человека. Но обеспеченность зелеными зонами общего пользования — это скверы, парки, сады — очень низкая, составляет только 2,7 квадратных метра на человека. Это — низкий показатель и мы имеем ряд предложений по изменению этой ситуации в лучшую сторону.

О результатах анализа социальной инфраструктуры

Полностью проанализирована система социальной инфраструктуры. По нормативам проанализирован каждый район, каждая зона жилой застройки.

Общий показатель по общеобразовательным учреждениям в настоящее время составляет: сейчас работает 91 школа, а должно быть 166. Детских садов в настоящее время 171, а необходимо 430.

Чуть лучше ситуация по поликлиникам — работает 61 поликлиника, а должны быть 75.

Низкая обеспеченность — по плоскостным спортивными сооружениями. Мы считаем, что для южного города с таким климатом это недопустимо. Здесь как раз можно посмотреть, что в цифровом изображении можно увидеть территории, не обеспеченные дошкольными образовательными учреждениями. Они помечены красным цветом. Здесь можно увидеть радиус доступности и количество. Это порядка 400 объектов, которые должны быть построены.

Такую же структуру сделали по школам. Здесь недообеспеченные территории обозначены бордовым цветом. По каждому срезу социальной инфраструктуры — по поликлиниками и больницам — есть вся картина в цифровом формате. Цифры достоверные, они перепроверены. Мы посчитали количество посещений в смену в существующих поликлиниках. Посчитали количество детей, которые не пошли в детские сады. И все наши расчетные данные полностью подтвердились.

О прогнозе численности населения

Теперь о численности населения и базовых показателей, необходимых для разработки Генплана. Как видно, наш главный региональный документ «Схема территориального планирования» к 2041 году планировал 1 миллион 183 тысячи жителей. Проект Стратегии-2030, который пока еще проект, дает цифру в 1 миллион 300 тысяч. Как мы с вами в прошлый раз обсуждали, уже сейчас непосредственно зарегистрированных в муниципалитете горожан — 1 миллион 446 тысяч.

Мы по двум вариантам просчитали прогноз роста населения — с учетом современной тенденции сохранения динамики роста, которая есть, и по методу экстраполяции градостроительной оценки базы.

У нас получается минимум 3 миллиона 200 тысяч — это прогнозная цифра к 2040 году. Сдерживающий вариант, который мы увидели, отработали и сейчас его представим, это в ядре самого населенного пункта Краснодара — 2 миллиона 100 тысяч.

О приоритете агломерационной концепции развития Краснодара

Остальная часть должна быть распределена вдоль магистральных въездов. Тем не менее, рассмотрели все варианты. Если динамика роста населения сохраняется, а мы не развиваем инфраструктуру, а сохраняем ту, которая есть сейчас, получается, что весь жилой фонд должен стать многоэтажным. Только таким образом можно обеспечить к 2040 году комфортное проживание. Мы же всё-таки придерживаемся несколько иной точки зрения. И ее разделяют специалисты и коллеги из Союза архитекторов.

Она заключается в том, что интеграционная модель, максимально отвечающая интересам и привычному укладу жизни краснодарцев, наиболее оптимальна. И с этих позиций выступаем за максимальное сохранение индивидуальной жилой застройки с возможным ее сокращением до 15%. Сохранение малоэтажной жилой застройки и среднеэтажной. Таким образом, мы сможем сформировать те базовые опорные центры, которые переходят в агломерацию.

Мы рассмотрели два пояса мероприятий: мероприятия первоочередного пояса агломерационного развития и мероприятия второго порядка с возможностью экстраполяции ресурсов Краснодарского края. В качестве базовых агломерационных центров мы видим Новотитаровскую, Динскую, Горячий Ключ, Северскую, Васюринскую. Которые могли бы оттягивать на себя население, с учетом развития там инфраструктуры для комфортной жизни.

Мы проанализировали с транспортным сообществом и органами исполнительной власти воздушный транспорт. Возможности развития санитарной авиации. Развитие водного транспорта с возможностью организации понтонных переправ. А также железнодорожного транспорта с учетом выноса грузовой ветки и организации станции высокоскоростной магистрали, которая планируется по схеме территориального планирования Российской Федерации.

О развитии улично-дорожной сети

Что касается планирования улично-дорожной сети — мы ее максимально встроили в схему территориального планирования Краснодарского края по региональным дорогам, сделали структуру увязки с федеральной сетью. Таким образом, максимально закольцованные, дублирующие варианты -чтобы оттянуть транспорт с существующих магистралей, разгрузить и, в то же время, усилить планировочные структуры, которые могли поспособствовать гармоничному развитию территории города.

Не буду подробно останавливаться на тех вариантах концепции, которые мы рассматривали. В качестве базового при обсуждениях рассматривался агломерационный вариант. Отсюда при транспортном планировании и выстраивались варианты магистралей и связок внешнего и внутреннего транспорта — для того чтобы максимально распределить градообразующую базу. С тем, чтобы сделать соотношение мест приложения и тех потоков, которые у нас существуют. Все рассмотренные варианты были просчитаны и проанализированы.

Сравнительные редакции были обсуждены. И в качестве базового был определен третий вариант — агломерационный. Он полностью отработан на семинарах в части развития улично-дорожной сети. Мы ее максимально доработали до нормативных показателей, сделали схему увязки с закольцовкой и схемой развития общественного безрельсового транспорта. Все предложения, которые поступили по Северному обходу, по федеральной связке дорог, мы отработали и предварительно согласовали с профильными органами.

Дополнительно дали предложения по развитию трамвайной сети, предполагается удвоение сети, как минимум, в 2 раза. И все расчеты, и необходимые коридоры выделенного показателя мы тоже отработали.

Дополнительно хотел отметить, что, по специфике Краснодара, его узких улиц и той системы, которая заложена, мы берем принцип увеличения провозной способности, то есть именно развитие общественного транспорта.

Все миллионники во всем мире подтверждают эту практику. Систему транспорта пересадочных узлов планируем с учётом агломерационных подходов. Для автомобилей планируем организовать перехватывающие зоны, которые будут способствовать локализации пригородного транспорта — как это происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Это способствует тому, что жители агломерации будут максимально использовать возможности общественного транспорта по причине его более высокой скорости в сравнении с личным транспортом.

Далее мы также отработали и прозонировали развитие велосипедной улично-дорожной сети. В настоящий момент планируем встретиться с общественниками по вопросу развития велосипедного транспорта. Стоит отметить, что наш институт — первый в России, кто максимально отработал нормативы формирования велосипедного транспорта. И мы реализовали несколько проектов в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

О местах притяжений и формировании общественных пространств

Еще важный аспект — мы максимально проработали общественные пространства с формированием зон не просто приложения труда, но и создания комфортных условий для отдыха, развлечений. Безусловно, большой город — это объект, который пользуется спросом в части досуга и у жителей, и гостей города.

По развитию производственных зон проанализирована система структуры градообразующей базы и приложений труда — эффективность и неэффективность каждой из зон. Отработано 18 площадок, которые также рассматривались в стратегии развития Краснодара и Краснодарского края. Со своей стороны мы увидели, где есть возможность локализации мест приложения труда именно в производственном аспекте — 42% горожан так или иначе связаны с производственной сферой.

Безусловно, это один из вариантов развития и формирования центричной градообразующей базы. Отойти от концентрации, которая была, и сделать максимальное соотношение уже существующего жилья, транспортных магистралей и возможностью создания общественно-деловых и промышленных зон для развития.

О перераспределении использования и развития городских территорий

По созданию природно-экологического зеленого каркаса от жителей поступили 463 предложения по его формированию. Каждое из них проанализировано, и работа еще продолжается. Порядка 410 из них мы сочли возможным отразить в Генплане. В основном, это касается таких предложений, как разъединение улиц, отдельных участков.

Мы проанализировали, что порядка 200 гектаров земель в городе занято боксами и гаражами, и тут могли бы сформировать те общественные пространства, зелень общего пользования, которых не хватает.

Вот 9 крупных ядер, которые предполагаются для развития спортивного отдыха, в целом — скверов и парков. У нас получается общая площадь объектов — 1242 гектара и линейных скверов с отработкой лесополос, которые внутри населенного пункта приобрели уже магистральную лучевую сцепку, привести в разряд скверов — это тоже порядка 2 тысяч гектаров. Таким образом, мы выходим на нормативную обеспеченность именно по зеленым насаждениям общего пользования — это 16,3 метра на человека. Хотел подчеркнуть, что эти цифры полностью обоснованы, перепроверены с привязкой к конкретным участкам, к конкретной земле.

О прогнозе потребности в строительстве социальных объектов к 2040 году

Далее по развитию социальной инфраструктуры, исходя из принципов и подходов, которые мы сделали, с учетом прогноза мы просчитали максимально возможное количество объектов, которые к 2040 году нужно совокупно построить.

С учетом недостающих и перспективы развития Краснодара по детским садам цифра достаточно большая. Причем мы брали в среднем по 350 мест детские сады. И получается, что к 2040 году должно быть построено свыше 500 объектов.

А по школам должно быть 211 вместо 91. По поликлиникам тоже должен быть прирост до 101. Нужно отметить, что по плоскостным спортивным сооружениям мы предлагаем формировать своего рода районные и межрайонные объекты, которые максимально могли бы обеспечить население этими услугами.

По проектным решениям, непосредственно по детским садам — проанализированы участки существующих детских садов с радиусами доступности планируемых объектов, где имеются земельные участки, в том числе — в муниципальной собственности, где можно их разместить. Можно посмотреть, где сады необходимы, но по факту нет земли, на которой их можно разместить.

Вот этот анализ полностью в координатах выполнен, и я считаю, будет хорошей основой для работы и в дальнейшей реализации Генплана. Ту же работу провели по школам, где мы прогнозируем каждый земельный участок по нормативам, возможности закрепления в Генплане резервирования этой земли. Также по поликлиникам и объектам физического культуры и массового спорта.

Это, отойдя от тех подходов, где именно должны быть плоскостные сооружения внутриквартально. И формировать систему районных объектов с более расширенной функциональной основой.

О прогнозе потребности в развитии инженерной инфраструктуры к 2040 году

По развитию инженерной инфраструктуры имеются достаточно серьезные отставания.

С учетом прогноза потребления необходима минимум еще одна ТЭЦ, это 20 котельных. Необходимо построить две подстанции федерального значения по 220 кВ, 11 подстанций — 110 кВт. И непосредственно провести реконструкцию. По инженерной инфраструктуре также провели все совещания и семинары. Наши выводы подтвердили коллеги.

О прогнозе потребности в развитии дождевой канализации к 2040 году

По дождевой канализации. Необходимо строительство 13 очистных сооружений, 21 — по населенным пунктам. Нужно отметить, что даже там, где эти объекты планировались, земля, к сожалению, во многом была переведена под строительство. И, таким образом, необходимо изыскивать дополнительные места размещения, так как они еще имеют санитарную зону, достаточно территориально емкие по своему назначению.

Спрогнозирована вся потребность бытовой канализации.

Где-то имеются резервы для строительства и, конечно, эти территории необходимо держать. Также 42 канализационно-насосные станции, которые с учётом рельефа по городу необходимо организовывать, строить и, таким образом, модернизировать систему.

Заключение

Безусловно, Генеральный план является документом общественного согласия. Мы максимально действовали вместе с администрацией города, общественными советами. Отдельно есть сайт — впервые в России именно по разработке Генплана.

По ходу работ там можно знакомиться с материалами, многие жители голосовали по тем же гаражам. Практически все однозначно высказались за то, что есть необходимость избавляться от боксовых гаражей, формировать на этих территориях зеленые зоны или же социальную инфраструктуру.

Также все материалы здесь в ходе отработки были освещены. Вкратце основные позиции я озвучил.